М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Именно из бездны хаоса чувственных страстей (разбушевавшихся архонтов) гностики извлекают свою заблудшую душу, которая должна получить новое духовное рождение и объединить в себе землю и небо. В этом контексте весьма любопытно гностическое толкование Вавилонской Башни, которое мы встречаем в рукописи «Парафраз Сима». Когда Иалдабаоф (он в тексте называется Маткой, которая бездумно воспроизводит природу) задумал потопом уничтожить священное поколение, Спаситель инициировал строительство башни, ведущей в небо:
//Башня для частиц света,… чтобы спастись от бушующего хаоса,… чтобы поколения могли жить и обустраиваться и дальше//.
Согласно тексту именно в Башне, а не в ковчеге, непоколебимое поколение пережидает потоп. Так Вавилон оказывается вечным городом, местом соединения неба и земли/
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++В первой части Протеннойя идентифицирует себя как мужчину и /Голос Божества/: //Я есть Первая Мысль (προτεννοια), движение, которое пребывает во Множестве [всем]… невидимая (ἀόρατος) мысль (ἔννοια) Невидимого… я непознаваема, хотя живу в каждом существе… и в архонтах, и ангелах, и демонах, и в каждой душе в аду… Хожу прямо, и тех, кто спит, я пробуждаю//.
Слушатели в ответ пересказывают основное содержание сифианского мифа и воздают хвалу Троице: Отцу, Матери и Сыну. Причем Сын ассоциируется с Христом, что, по мнению большинства переводчиков, является поздней вставкой.
+++Протеннойя заявляет: //Я спустилась и достигла хаоса, я прибыла к моим, которые находились там. Я была скрыта в них, наделяла их силой, придавала им форму… Все узы и цепи демонов преисподней я разорвала, перешагнула через высокие стены тьмы… и злые силы и тех, кто бьет вас, и тех, кто препятствует вам, и тирана, и противника, и царя, и настоящего врага… дети света… [всех их] смогли свести их на нет [отменить]… и вернуться в место, где они [дети света] были в начале… Я достигла моих и порвала путы, которыми они были порабощены//
+++Во второй части Протеннойя идентифицирует себя как женщину и /Речь Божества/: //Я речь, которая появляется в мышлении,… я мысль невидимого… та, что объединяет… я говорю в каждом существе, и узнаваема всеми, я обращаю свою речь к тем, кто знает меня, детям света. Я спускаюсь во второй раз, в женском обличии, и говорю о конце этого мира и начале нового эона… мы должны быть очищены… Настало время завершения//.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Протеннойя описывает природу архонтов как управителей времени. Как рождение порождает рождение, так час рождает час, а день – день. Время подобно кругу, который неожиданно разрывается от голоса Протеннойи: //Тогда все затряслось, и основания преисподней и вершины Хаоса потряслись… и престолы [знаки Зодиака?]… были опрокинуты… дома [астрологические?]… потрясены и круговорот жизни [колесо Зодиака?] остановлен… Откуда этот голос? Почему наш Творец не знает его?//
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Архонты ненавидят Иисуса Христа, проклинают его, мучают и убивают, однако на самом деле видят в его страданиях лишь отражение самих себя. После казни Христос вознесся на небеса, /трансформируясь от одной формы к другой/, и прошел через все врата тихо и незаметно.
+++Освобождение Духа и мысли уподобляется вступлению в небесный, совершенный брачный чертог, в котором спадают все телесные (σάρξ) одежды, обнажается истинная природа, а любой позор (κᾰκια) смывается.
+++//Вы, тем не менее, будете победителями во всем, в войне, сражениях и раздорах ревностных и гневливых//.
+++Победа достигается за счет осознание шутовской природы Иалдабаофа и его архонтов. Эта была шутка, я вам говорю, это была шутка… [архонты] высмеивают свободу, и они провозглашают учение о мертвеце [т.е. ортодоксальное христианское учение]… они связывают сами себя оковами страха и рабства, мирских представлений и неправильных форм культа. Между тем, гностический Иисус хранит тайну подлинной живой (ζωή) воды, которую он дарует всем тем, кто пребывает в гармонии, дружбе и любви.
+++С точки зрения гностического текста, необходимо осознать, что образы Адама и всех его потомков, а также самого Иалдабаофа являются шуткой, плодом невежества и обмана (ἀπάτη). Только в этом случае возможно познать природу подлинного духовного Христа, а также исполнить мистерию крещения (βάπτισμα) и вознесения.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Главный Архонт оказывается слепым к источнику Духа, он пребывает в мрачном полумраке и может лишь несовершенным образом копировать в мертвой материи /горние миры/, которые открываются ему в искаженных отражениях земной, темной воды. Он ревностно оберегает свою творческую силу, которая есть дыхание жизни, и не позволяет никому из своих творений завладеть ею. // Бог-ревнитель, и нет другого Бога кроме меня//, – в гордости восклицает Иалдабаоф, отвергая тем самым Дух (Отца).Творец-подражатель создает ад (ᾅδης), бездну (Τάρταρος) и тьму (σκοτος).
>>Изложенный нами гностический миф имеет ряд очевидных корреляций с древнегреческой историей о Нарциссе.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++С одной стороны, Адам и Иалдабаоф относятся друг к другу как бунтующий сын к своему отцу. С другой стороны, они в некотором роде братья по Духу. Однако в то же время Адам и Иалдабаоф являются непримиримыми соперниками и врагами в эсхатологической борьбе за жизнь и свободу. Как правитель бездны похитил творческую силу у своей матери Софии, так и Адам забирает дыхание жизни у своего творца.
+++В смертельной вражде и ревности Иалдабаоф заключает душевное тело человека в телесные оковы забвения. Он накрывает чувства (αἴσθησις) человека пеленой, одурманивает его тупостью, невосприимчивостью и безразличием (ἀναισθησία). Ум Адама начинает гаснуть, тухнуть (μαραίνω), а его свет (φῶς) – погружаться во тьму (σκότος).Человек превращается в смертное существо и все глубже падает во мглу крепкого сна (ὕπνος), в котором Иалдабаоф извлекает из андрогинного Адама женщину. Человек оказывается разделенным пополам, целиком охваченный чувством губительной неполноты.
>>Любопытно, что в гностических текстах (как и в книге Бытия) нигде не сказано о том, что Адам проснулся. В некотором роде, человечество до сих пор живет во власти сна… Адам пьянеет от материи и полностью забывает мир бессмертной плеромы
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Уподобляя подобное состояние сну, гностики указывают на потерю человечеством чувства подлинной реальности. Как Иалдабаоф не отдает себе отсчета в том, что он творит свой мир, лишь копируя /истинносущие эоны/, так и человечество порабощено грезами и творческим воображением, не способно отделить измышленное от того, что есть на самом деле. Человек пребывает под властью иллюзорных видений. Подобное экзистенциональное состояние гностики называют /подчинение архонтам/, а также /кражей наших мыслей/.
+++Гностические писания утверждают, что человечество потеряло свободу воли, а вместе с ней пропадает и жизненная сила. Согласно «Авторитетному Слову» душа напивается, забывает своего Отца и подчиняется чувственным желаниям. Душа становится как животное и погружается в ночь. Архонты кладут ее в гроб и зарывают в могилу. Однако Отец любит душу, стремится ее спасти, хочет указать на путь пробуждения (ἐγείρω) и воскресения.
+++Базовый сифианский миф из «Апокрифа Иоанна» описывает исходное состояние Адама как труп, который не шевелился и не двигался. Он был подобен голему – пустой оболочке, в которой нет ни жизни, ни ума. Лишь женщина оказывается способной оживить Адама. Так, согласно «Ипостаси Архонтов»: //Духовная женщина подошла к нему и сказала: //Встань, Адам!////. И он встал и пошел за ней. //Она помогала всему его существу, работая с ним, восстанавливая его полноту//. Таким образом, Дух ассоциируется с независимым от Адама женским началом, помощником и учителем, который способен даровать жизнь.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Обнажение (т.е.открытие себя Духу) не означает исчезновения плоти. Опьяненный Духом вызывает ненависть властей и тех порабощенных душ, которые страшатся свободы. Выход души из плена рая открывает телу прямую дорогу в ад:
//Тогда семь частей гнева спросили душу: //Ты уходишь откуда-то, убийца, или направляешься куда-то, опустошительница?// Ответила душа: //Хватающее меня убито, связывающее меня устранено, похоть моя ушла, а неведение умерло////.
+++Плотские и душевные люди продолжают спать, а пробужденным духовным существам гностический Иисус советует в «Апокрифе Иакова»: //ищете смерть, так же как мертвые ищут жизнь… так как только те, кто нашел смерть, смогут научиться у нее о том, каково быть призванным (ἐκλεκτός) [на свадьбу]//.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Интересна одна из гностических концепций происхождения материального мира, которая объясняет причину воплощения души в тело. «Аллоген-Чужеземец» сообщает, что необходимо делать в ходе созерцания Невидимого Духа (единого): //Если кто-то определит, что в Духе является непознаваемым, или увидит Его в каком-то качестве, или даже скажет, что Он подобен гнозису, то совершит нечестие и будет судим, поскольку не познал Бога. Он не будет судим самим Единым,… но осудит сам себя, поскольку не познал истинной причины своего существования//.
Осуждение означает воплощение в мире материи, т.е. новое рождение души. Получатся, что Невидимый Дух представляет собой Ничто, в котором индивидуальная душа нечто зрит и тем самым своим желанием сама себе творит тюрьму, зримым символом которой становится тело (плоть). Материальный мир оказывается подобным сну, своеобразной формой субъективного идеализма души, избавление от которого достигается через /Страшный Суд/ прекращения самоосуждения, освобождения от власти внутренних архонтов. Неведение преодолевается лишь тогда, когда гностик растворяет весь мир в свете своего ума (и ума Барбело) и осознает, что все они, Адам, Авраам, Исаак и Иаков, Давид, Соломон – все это шутка. Все это создано архонтами. Пойми главное – этот архонт тоже есть шутка. Осознание иллюзорности Иалдабаофа вызывает у гностика громогласный смех (или насмешку, λωβεύω): некоторые входят в царствие небесное со смехом… если человек презирает плоть.
+++Гностик смеется над своей плотью, понимая под ней внушенное ему намерение смерти и забвения, которое абсолютно чуждо его вечной и пробужденной душе. Дух нельзя ни убить, ни воскресить. Как духовная Ева смеется над насилием ненавистных ей архонтов, жаждущих превратить ее в блудницу, так и гностический Иисус смеется над невежеством глупцов и над собственной смертью на кресте.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Гностик понимает, что все, что нас порабощает, суть оковы нашего собственного ума. Иалдабаоф воплощает в себе плотский ум, который есть фокусник-иллюзионист, ставящий сам себе дурной спектакль. Он творит мир из ничто, однако не властен над тем, что существует вечно:
//Как же они живут в иллюзии? Богатый станет бедным, цари будут свергнуты, все изменится. Однако мир есть иллюзия… [Подлинное] воскресение иное [по своей природе]. Оно настоящее, оно твердо держится. Оно есть откровение того, что [подлинно] есть, трансформация вещей, переход к новому. Непорочность победит развращенность, свет рассеет тьму, полнота наполнит [собой] то, что пустеет. Таковы символы и образы воскресения//.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Гностики полагают, что лишь посредством погружения во тьму возможно получить ответ на вопрос, кто мы и зачем родились. Только в аду обретается высший плод гностического познания (νοέω), а именно знание того, /кто мы есть, откуда пришли в этот мир и куда нам двигаться дальше/. Рай же создан архонтами как сон и беспамятство. Гностик переживает пробуждение от упоения райской жизнью, которую он оценивает как тяжкий сон и мрачное наваждение (ἀπάτη). Он вкушает горький плод познания и, подобно участникам эллинистических мистерий, спускается на самое дно ада с тем, чтобы вкусить вино вечной жизни и обрести бессмертный ум.
+++Гностик разрушает храм материи и ищет иную землю и иной Храм. Проводником к земле обетованной становится незримая духовная женщина (Ева, жизнь), которая проводит душу гностика по всем кругам смертоносного ада. Так из тьмы восстают духовные мужчина и женщина, Адам и Ева, единство которых рождает Сына – искру света. Душа очищается от зла материи и играет священную свадьбу с Духом. Неполный человек обретает единство, символом которого является андрогин (ἀνδρόγυνος), и воссоединяется с неиссякаемым источником жизни. Между тем, архонты называют Гермафродита Зверем, стремятся насилием оторвать Еву от Адама и превратить ее в блудницу. Образ блудницы получает яркое выражение в символах падшей души, а также Елены, подруги Симона Мага.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

+++Гностическая традиция парадоксальным образом сочетает в себе напряженный философский поиск, религиозное откровение и практическую магию. С одной стороны, гностик, как и философ (φιλοσοφία), находится на пути непрестанного исследования (ἐνθύμησις) смыслов и ценностей жизни (ζωή). Он подвергает сомнениям веру (πίστις) и предвзятые убеждения, объявляет непосредственное знание (γνῶσις) единственно достойной целью поисков. С другой стороны, гностик устремлен на достижение полноты божественной реальности (πλήρωμα), которая трансцендентна как материальному миру (φύσις), чувственному постижению, так и логико-дискурсивной деятельности ума.
+++Таким образом, гностический подвижник оказывается религиозным человеком и мистиком (μύστης и μυσταγωγός). Однако истинную суть всех религий он находит в магии (μαγεία) как синкретическом мировоззрении, которое основано на способах практического взаимодействия с окружающей действительностью (κόσμος). На пути магической деятельности гностик обретает удивительные находки, смысл и назначение которых он пытается выразить на символическом языке религиозной философии. Одним из символов гностического познания становится Вавилонская Башня, которая гордо устремляется от земли к небу, соединяя в себе все множество рассеянных среди многочисленных языков и народов «искр света». Однако Иалдабаоф всеми силами стремится ее разрушить, поскольку страшится познания тайн неба и его возможного воссоединения с землей в священном браке.
© М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция»

Оставьте комментарий