+++автономизация и индивидуализация эзотерических духовных путей, в отличие от их традиционной включённости в устоявшиеся религии, в корне поменяли ландшафт западного эзотеризма. Этот новый феномен — называемый /еретическим императивом/, с отсылкой к изначальному смыслу греческого слова haeresis, /выбор/ — коснулся всех религий, поскольку даже самые традиционные и устоявшиеся церкви уже не предлагают самоочевидных опор, определяющих то, как человек должен прожить жизнь. Они тоже стали всего лишь одной из бесчисленных опций, и даже многие воцерковлённые люди считают, что вполне могут принимать для себя такие идеи, которые официально отвергаются их общиной.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++если бы исторические события, как и величайшие трагедии, так и светлейшие моменты триумфа, могли произойти иначе или совсем не произойти, то у истории исчезает сюжет, а у человеческого бытия — смысл. В полном соответствии со знаменитой цитатой Джона Мэйсфилда, приведённой Арнольдом Тойнби, история становится всего лишь /One Damned Thing After Another/ — /чередой прыжков неосмотрительных/, бессмысленной и беспощадной последовательности событий, идущей из ничего и ведущей в никуда. Мирча Эдиаде называл этот нигилистический вывод /ужасом истории/ и всю жизнь искал к нему противоядие. Для послевоенного поколения антиисторизм казался очень осмысленным. Это поколение выросло в тени многих кошмарных событий: Холокоста, создания ядерной бомбы, войны во Вьетнаме. Неудивительно, что история казалась им кошмаром, от которого хотелось проснуться.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++так появилась знаменитая триада /магия-религия-наука/, основанная на этноцентрических моралистических предрассудках. Именно применение этой триады к истории религии ответственно за многие искажения и заблуждения. Пожалуй, ни одна другая концепция не нанесла столько вреда пониманию эзотеризма и его роли в западной культуре, не говоря уж в целом о религиоведении. А поскольку концепция эта была и остаётся очень популярной, то большую часть практик автоматически записывают в /магические/, подразумевая при этом (не менее бездумно), что они каким-то образом отличаются от /настоящей/ религии (понимая под ней /христианство/ или, в ещё более узком смысле, /протестантизм/), не говоря уж о науке. Невозможно пояснить всю сложность религии в западной культуре, если мы не отбросим триаду /магия-религия-науки/ и её идеологический фундамент.
+++суть в том, что практики, называемые магическими, все легко попадают в более широкие категории /религии/ и /науки/. Так, например, совершенно не за чем называть практику призыва ангелов или демонов /магической/ — это типично религиозная практика.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++после эпохи Просвещения /гнозис/ противопоставляется основным соперникам по дискурсу — /разуму/ и /вере/ (понимаемым в отрицательным смысле как догматические тезисы официальных религии и науки). В такой ситуации гнозис забирает на себя их функции, прекращая быть своего рода привлекательной вишенкой на тортике познания и становясь всем тортом. Соответственно, в ангелов, демонов и других подобных сущностей теперь верят не потому, что доверяют традиционной религии и её авторитету, но потому, что якобы встречали их лично — или же доверяются тем, кто говорит, что встречал.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++когда речь заходит о соотношении гнозиса и веры, /воссоединения/ эзотерики не ждут и не хотят. Безусловная вера в традицию и авторитеты совершенно не ценится. Ирония ситуации в том, что в свои традиции и своим авторитетам (например, монускриптам, полученным от духовных сущностей через медиума) современные эзотерики верят настолько же, насколько, например, обычные христиане. Эзотерическое сообщество отнюдь не лишено веры, напротив — она фактически в нём и господствует. С другой стороны, последовательное апеллирование к /рациональному/ встречается довольно редко. Эзотерики редко воспринимают положительно критический подход к историческим или текстологическим основам своих любимых убеждений (Откуда они взялись? Можно ли доверять этим источникам?). Куда чаще тот, кто задаёт такие вопросы, получает клеймо человека духовно незрелого и ограниченного.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++идея, кажущаяся естественной современному эзотерику — что, достигнув гнозиса или совершенного знания практик оставит христианскую веру, поскольку она изживёт себя, — показалась бы практикам тех времён чушью, и чушью опасной. Более того, они не считали себя противниками науки и рациональных исследований.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++Бёме описывает, как сам Бог рождён из таинственного Ungrund и как его тело растёт и развивается от исходного состояния гнева и тьмы к искуплённому состоянию света и любви. Мир превращается из жуткого, /адского/ мира страданий и борьбы (мира Бога-Отца) в яркий мир гармонии и света, называемой Вечной Природой (мир Бога-Сына). Свет рождается из тьмы, любовь рождается из гнева, сын рождается от Отца. Спасение как человечества , так и всего природного мира — то есть падшего тела Господа — идёт по той же схеме. Иисус рождён как Свет Мира ради спасения человечества — следовательно, он должен также быть рождён и в нашей внутренней тьме+++
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++человек не начинает свой путь /великим чудом/ — иначе говоря, не является уже полубогом, находящимся между материей и духом. Исходно человек — обыкновенное, природное существо, полностью зависимое от милости Божьей. Каким-то образом он должен сделать из себя то, что позволит ему достичь высшего состояния. Следуя платонической модели, человека можно представить стоящим посредине моста. Ему всего лишь нужно сделать выбор — пойти налево или направо, к телу или к духу. Но в алхимической модели, более подходящей протестантскому понятию о духовности, моста попросту нет. У человека даже нет самого состояния /спасённости/ — и всё же спасения надо достичь, пребывая при этом в собственном теле и используя его как инструмент. Человек стоит перед пропастью; ему некуда идти, кроме как вперёд. Каким-то немыслимым образом он должен построить мост, ведущий на ту сторону. Строительство продвигается медленно, и человек рискует сорваться на полпути. Очевидно, что эта модель духовного постижения предполагает более высокий накал экзистенцильных страстей, чем куда более статичная, гармоничная и утешительная модель платоновской вселенной. Грешники вряд ли преуспеет в таком мире без божественной помощи. Он может только молиться о том, что милостью Господней мост его не обрушится и что сам Иисус Христос обеспечит успех Великого Делания, протянув ему руку с той стороны. Ему не переродиться с помощью какой-либо собственной мощи или мудрости. Остаётся только надеяться, что Иисус чудом явит божественный сюжет свет в его внутренней тьме.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++в случае алхимической модели, интерпретируемой с протестантских позиций, Бог не поместил человека /в центре мира/ и дал ему выбор меж духом и материей, или между Богом и миром, но в самом начале линейного процесса духовных поисков, исход которых отнюдь не определён. Положение его шатко. Он — падшее существо, рождённое в падшем мире. Начинает свой путь он в тёмном месте, полном недостатков и греха. Говоря алхимическими терминами, это нигредо, первая стадия — тьма, в которой начинается Великая Работа. Здесь иная логика, нежели в платонической парадигме. Невозможно спастись из этого состояния, всего лишь /вспомнив/ своё божественное происхождение и сбежав из собственного тела, чтобы вернуться обратно в свой духовный дом. В алхимической парадигме всё совершенно иначе: не душа проходит циклы отчуждения и возвращения, но само тело должно быть подвергнуто трансмутации и возродиться вместе с душой.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++американский историк идей Артур Лавджой отмечал, что из-за постоянного влияния платонизма те западные религии, которые более склонны к философии, всегда оказывались между двумя логически противоположными пониманиями Бога:
/в первом Бог — абсолютно иномирен. Он самодостаточен, находится вне времени и чужд категорий обычного человеческого мышления и опыта. Он совершенен, вечен и поддерживает сам себя — ему не нужны дополнения или улучшения в виду мира, полного низших существ. Во втором же Бог абсолютно самодостаточен, а в философском смысле совершенно не /абсолютен/. Сама природа этого бога требует существования других существ, и не одного вида, а многих, чтобы их можно было расположить на /лестнице/ возможных реальностей и нисходящем порядке. Основной атрибут этого Бога — плодотворность. Его проявления — всё разнообразие живых существ, порядок времён и многообразие природных процессов.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++все формы метафизического радикализма, вне зависимости от того, склоняются они к пантеизму или к дуализму, сходятся в одном: то Мироздание, в котором мы находимся, — само по себе проблема, которую надо или решить или превозмочь. Основная проблема Мироздания — оно само. Для дуалистов мир совершенно точно реален — по меньшей мере, пока мы в нём существуем. С нами уже произошло нечто плохое, и нам нужно что-то с этим делать. И единственное, что можно сделать, — сражаться против всего мира и его владык, сражаться за собственную свободу.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++настоящими еретиками были как раз теологи-догматики, их грехом — бесконечные споры о подробностях догматики. Именно из-за них Церковь Христова стала /клоакой/ спорой, клеветы, насилия и показных амбиций. История христианства, полная бесконечных препирательств о доктринах, нагоняла сплошную тоску, и этой тоске Арнольд противопоставил над-исторический принцип непосредственного религиозного опыта, основанного на мудрости Бога (Софии). Арнольд настаивал, что такой опыт внутреннего просветления есть работа Бога в душе человеческой. Суть его словами невыразима — это тайна, открывающаяся лишь в глубинах скромного и благочестивого сердца. В церкви видимой царили бесчисленные распри, лицемерие, нетерпимость и насилие; божественное же просветление давало доступ к /церкви невидимой/, в которой состояли все истинные христиане.
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++в те эпоху все, включая евреев считали, что всякая достойная религия должна иметь корни в древней и почтенной традиции, поскольку одновременно и новым и истинным ничто не бывает. А христиане утверждали, что их вера возникал совсем недавно, с приходом Иисуса Христа — тем самым делая себя мишенью для насмешек. Так, языческий философ Цельс смеялся над христианами как над людьми, не имеющими корней /которые отгородились стеной и оторвались от прочих людей/. Ещё век спустя неоплатоник Порфирий точно так же удивлялся общине верующих, почему-то решивших, что могут взять и /проложить по бездорожью пустыни новый путь!/+++
© Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
+++в результате падения появился наш мир: уже не мир вечной природы, но природа падшая, подверженная времени и изменениям, в котором тёмный Гнев божества получает волю как отдельная сила, сражающаяся с силой Света. Духовное призвание нас, грешных людей, рождённых в тёмном и угрожающем мире, — достичь внутренней трансформации, которая поворачивает вспять грехопадение и отражает изначальное рождение самого Бога. Добившись этого, мы в буквальном смысле перерождаемся, как /сын Божий/, в тонком теле света и вносим вклад в восстановление падшей природы, собственного тела Бога, жаждущего вернуться в изначальное состояние гармонии и блаженства.
© Якоб Бёме по Воутер Я. Ханеграаф «Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся»
