+++в течении многих столетий человечество лелеяло миф о несчастных, подавляемых желаниях, и при первой же возможности бросилось на их защиту.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++конфликтологи изобретают множество теорий о природе и происхождении разногласий между людьми, даже не допуская мысли о миметическом соперничестве. Если явной вины ни на ком нет, то должна быть некая идея или химическая субстанция — нечто фундаментально иноприродное тому, что составляет сущность дружбы и друзей. Они ищут врождённую агрессивность, запрятанную глубоко в генах человека, они советуются с нашими гормонами, призывают на помощь Марс, Эдипа и бессознательное, клянут диктатуру репрессивной семьи и других социальных институтов, но ни единым словом не упоминают о миметическом соперничестве.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++неприятно знать, что внутреннее святилище человеческой культуры имеет гнилую сердцевину. Это сопротивление — само жертвоприношение, защищающее себя от знания, которое сделало бы любой катарсис невозможным.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++если шизофрения часто подражает мести, если она превращается в /наигранную/, то причина может быть не в том, что пациент особенно стремится к подражанию или имеет к нему дар, а в том, что у него меньший дар к бессознательному подражанию, которым тихо занимаются все нормальные окружающие его люди во все времена.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++безумец заставляет нас чувствовать себя неловко не потому, что его игра отличается от нашей, а потому, что она та же самая. Это всё та же старая миметическая игра, в которую мы все вовлекаемся, но слишком подчёркнутая, на наш вкус, будто сыграна с излишним рвением человеком, потерявшим чувство меры. Этот типа сумасшедшего отчаянно пытается быть похожим на нас или, возможно, он только притворяется с целью пристыдить нас, чтобы высмеять наше непреодолимое раболепство. Мы предпочитаем бросить это дело и не смотреть в зеркало, которое нам предлагают+++
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++эта смерть жертвы (распятие Христа) разоблачает не только ненасилие и несправедливость всех жертвенных культов, но и ненасилие и справедливость божества, чья воля тем самым полностью осуществлена в первый и единственный раз в истории.
Все предшествующие религиозные законы Евангелие заменяет требованием: //Откажитесь от возмездия и мести в любой форме//. Это не утопическая схема, не народный анархизм, придуманный романтическим реформатором. Если жертвенный механизм нужно неправильно истолковать, чтобы он продолжал действовать, то его полное разоблачение лишит человеческое сообщество защиты через жертвоприношение.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++к несчастью, публика тоже может изучить правила и принять разоблачение против самой себя с энтузиазмом, который стал для неё второй натурой, так что теперь даже незачем притворяться. Нет разницы между скандалом и условностью, между бунтом и конформизмом. Противоположности сливаются не в каком-то славном гегелевском синтезе, а в безымянных чудовищах. Соль земли даже не знает, что она потеряла свой вкус, и самая острая демистификация, самая изощрённая деконструкция превращается в банальность.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++мы по-прежнему пытаемся проецировать на Бога своё же насилие, но нам это не удаётся, на этот раз потому, что мы больше не веруем в него.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++мы делаем вид, что не замечаем распада нашей культурной жизни, отчаянной тщетности наших кукольных спектаклей, которые занимают пустую сцену во время этого странного антракта человеческого духа. Тишина опустилась на землю, как будто ангел собирается снять седьмую и последнюю печать апокалипсиса.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++Шекспир в трёх строчках определяет бесконечное стремление ко злу, которым миметическое желание становится в своей кульминации. Нет ничего фатального в этом зле, никакого бессознательного детерминизма — есть лишь обдуманное согласие воли. Желание разрушить святилище не может быть сведено к какой-то анонимной силе, такой как энтропия или /влечение смерти/, и ещё менее — к лицемерной вялости нашего /желания смерти/. Это последнее выражение больше всего вводит в заблуждение, поскольку оно предполагает, что движение к разрушению и смерти каким-то образом отчуждено от основного желания, как незначительное дополнение, как что-то непременно чуждое прекрасной невинности нашего желания, которая есть наш самый упрямый предрассудок, потому что это последний оставшийся нам миф, наш единственный заменитель огромной горы уже отброшенных иллюзий.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++идея безсубъектного бессознательного, которое может быть изучено методически, позволяет Фрейду снова ввести объективное знание через чёрный ход. То же самое верно в случае с лакановским мифическим различением между тем, что он называет символическим и воображаемым. Для Шекспира всякое знание о желание проективно+++
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++первородный грех не превращает верующего в самого виновного из всех людей; только гордость может сделать это — тем непосильным бременем, которое она возлагает на нас. Ещё больше, чем здравый смысл Декарта, первородный грех есть /самая распространённая вещь в мире/. Уверенность в этом может стать лучшим лекарством от самого опасного искушения — от гордыни, которая стремится к исключительности, сначала представляя эту исключительность как приз, который нужно завоевать, а затем — как невыносимое бремя, которое мы отчаянно стараемся переложить на других. Преследование других — это защита от следования самих себя, к которому неизбежно ведёт крах гордыни.
© Рене Жирар «Театр зависти/»
+++несмотря на свою нереалистичность миметический камень преткновения, этот skandalon чрезвычайно мешает. Он происходит из межсубъектного-межиндивидуального взаимодействия миметического соперничества и структурирует не только нашу индивидуальную психику, но и весь человеческий мир, заключая нас всех, словно в некую образцовую тюрьму, в свой круговорот. Этот принцип идолопоклонства делает жертвы необходимыми, поскольку он отрезает нас не только от Бога, но и друг от друга.
© Рене Жирар «Театр зависти»
+++человек — это странное животное, которое настаивает на том, чтобы называть свои убийства /жертвоприношением/, словно он подчиняется повелению какого-то бога.
© Рене Жирар «Театр зависти/»
+++воскресение может быть воскресением плоти, в противоположность туманно-ирреальному миру духов, вызываемому миметическим идолопоклонством+++
© Рене Жирар «Театр зависти»
