Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++апокалипсис начался в Вердене.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++когда в ход вступает насилие, неправы все.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++мы констатируем всё возрастающую бесплодность насилия, которое неспособно уже изобрести даже простейший миф для того, чтобы как-то себя оправдать и остаться скрытым.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++христианство демистифицирует архаическое религиозное, но эта демистификация, действенная в абсолютном плане, оказалась слаба в относительном, ведь мы были к ней не готовы. Мы всё ещё не вполне христиане. Этот парадокс можно сформулировать и иначе: христианство стало единственной религией, предвидевшей собственное поражение, и это предвидение известно под именем апокалипсиса.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++абсурдным образом христианство постоянно путают с мифом (которым оно, конечно же, не является), так что оно остаётся вдвойне непонятым как его противниками, так и его защитниками, весьма склонными смешивать христианство с архаической религией, которую оно демистифицирует. Именно христианство является источником всякой демистификации, и более того: единственная истинная религия — так, которая демистифицирует религии архаические.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++нас ждёт ещё одно серьёзное антропологическое открытие: агрессии не существует. У животных есть инстинкты хищников, есть врождённое соперничество за самок, это бесспорно. Что же касается людей, если ни у кого нет желания нападать, то это потому, что здесь всё взаимно. Агрессор всегда отвечает на агрессию. Людям всегда кажется, что первым напали не они, а кто-то другой, что они никогда бы ничего такого не начали, хотя в определённом смысле они начинают всегда. Индивидуализм — это великолепная ложь. Вот мы даём знать кому-то, что поняли те знаки агрессии, которые он направляет нам. Тот, в свою очередь, будет интерпретировать такое наше поведение как агрессию. И так без конца.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++больше двух тысяч лет назад христианство открыло нам всю тщету принесения жертв — к большому неудовольствию тех, кто хотел бы верить в их пользу. Христос отнимает у человечества жертвенные костыли и ставит перед ужасным выбором: либо верить в насилие, либо нет. Христианство означает неверие.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++первородный грех — это месть, нескончаемый цикл мести. Он возникает с убийством соперника. А религия — это то, что позволяет с этим грехом жить. Вот поэтому лишённые религии сообщества уничтожают сами себя. Эта реальность определяет значение всех религий за исключением христианства, упраздняющую временную функцию жертвоприношения. Рано или поздно лишённые жертвоприношения люди либо откажутся от насилия, либо погубят планету: войдут в состояние благодати или в смертный грех.
Если религии изобретают жертвоприношение, то христианство его у них отнимает.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++никто не начинает ничего, что можно было бы начать — разве что по благодати. Грех — это уверенность в том, что мы можем начать что-то сами. Но мы никогда не начинаем, мы всегда только отвечаем. За меня решает кто-то другой и тем самым заставляет меня ему отвечать. За индивида всё неизменно решает группа. Весь /модерн/ состоит в ожесточённом отрицании этого очевидного социального факта, в продавливании индивидуализма.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++война перестала зависеть от политики, а политика может сдерживать её всё меньше, если только не перебьёт ей цену и не станет тоталитарной.
+++политика в наши дни уступила место силе оружия. Во время карибского кризиса русские упрямились не политическим, а лишь по технологическим причинам — так как знали, что иначе начнется ядерная война и всё будет кончено.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++мимезис равно является причиной кризиса и даёт толчок к его разрешению. После убийства жертву обряда неизменно обожествляют: миф, таким образом — это заблуждение, скрывающее учредительное линчевание, ведь оно повествует нам о богах, но никогда — о тех жертвах, которые стали этими богами. Это изначальное жертвоприношение воспроизводится затем в обряде, и из повторяемости обряда рождаются различные социальные институты, изобретённые людьми единственно для того, чтобы отсрочить апокалипсис.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++мы никогда не извлекаем своих страстей и желаний из глубин самого себя, они всегда являются к нам извне: враждебными меня делает враждебность соперника и vice versa.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++тождество людей между собой не объединит человечество, как полагал Гегель, а будет чем дальше, тем больше его разобщать.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++абсолютное знание невозможно, мы всегда будем внутри истории и действовать изнутри насилия, потому что так мы можем лучше понять его механизмы. Сможем ли мы переиграть его? Не уверен.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++христианство знало о невозможности примирения: именно поэтому Христос и сказал, что принёс не мир, но меч. Предвидело ли христианство своё апокалиптическое поражение? Об этом нужно подумать всерьёз, ибо его поражение напрямую связано с концом света. С такой точки зрения мы могли бы даже сказать, что в евангельском вопрошании /Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?/ слышится ещё слишком много надежды. Откровение в некотором смысле уже потерпело поражение, оно не было услышано.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++заниматься тем, чем издавна занималась современная мысль — а именно всё откладывать, — мы больше не можем. Все люди равны — но не в идеале, а вправду. Нам придётся уничтожить себя или полюбить, и люди — есть все основания этого опасаться, — предпочтут скорее себя уничтожить.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++отныне Бог занял сторону жертвы отпущения. Он вышел за пределы мира, управляемого игрой священных различий. Яхве покинул свой опустевший храм. Божественная истина обитает теперь не в античном полисе и не посреди избранного народа: она была извержена из града людского вовне вместе с жертвой отпущения.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++заявления современной мудрости о том, что путь к примирению лежит через признание различий, разрешение конфликтов и преодоление препятствий, вызваны непониманием пророческого измерения утраты различий. Чтобы не разочаровываться в тождественности, то есть в примирении, они преумножают скрытые различия, тогда как для достижения подлинной тождественности от них стоило бы отказаться.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++Христос предостерегает нас от соблазна Антихристов — тех, кто хочет, чтобы им все подражали. Во Христе нам следует подражать его отдалению: такого потрясающее открытие Гельдерлина. Нам ясно сказано, что человек не должен цепляться за свои воображаемые различия.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++коммерция — это, в определённом смысле, протяжённая во времени вялотекущая война мы обмениваемся благами, чтобы не обмениваться ударами; но обмен благами всегда хранит в себе память об обмене ударами.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++историческое христианство — и то, что мы вынуждены назвать его /поражением/, — есть не что иное, как ускоряющееся приближение к началу и концу времён. Нам нужно исследовать не просто саму по себе взаимность, но священное, к которому оно ведёт: священное, обесцененное иудейским и христианским вмешательством и в силу этого ещё более чудовищное. Это священное — нечистое, связанное с насилием, то есть с учредительным убийством. Помните. что говорил нам Паскаль: //Запутанный узел нашей судьбы берёт свои начала и концы в этой бездне. И потому человек более непостижен без знания этой тайны, чем эта тайна непостижна человеку//.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++Христос ставит нас перед ужасным выбором: следовать за ним и отказаться от насилия, либо приблизить конец времён. В обоих случаях он ставит нас лицом к лицу с первородным грехом, заставляет смотреть в эту /бездну/.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++выйти из тотальности означает привнести хаос в её порядок. Тотальность, уже не замкнутая на самой себе и не чахнущая над своей тайной, становится чистым насилием. Война есть лишь первый этап этого высвобождения, но за ним, как мы теперь знаем, есть и другой. Можем ли мы к нему прикоснуться? Сомневаюсь, ведь мы отвергли тот единственный Образец, что был дан нам для следования.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++христианство призывает нас в совершенстве уподобиться Богу и учит, что в противном случае нам следует готовиться к худшему.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++сегодня божественное уже не является нам, поскольку у насилия больше нет клапанов, нет козлов отпущения, и поэтому оно обречено умножаться. У этого, смешивающегося с людьми, божества было имя, ему его дали греки: это был бог взаимности, миметических двойников и заразного безумия. Звали его Дионис. И поименованный таким образом ужас сближал грека с божественным.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++люди более не творят себе богов — сам Бог пришёл, чтобы занять место жертвы. Это основополагающая интерпретация Божьего пришествия, возможного лишь на кресте. Здесь жертва божественна ещё до сакрализации. Божественное здесь предшествует священному. Оно восстанавливает Бога в его правах. И Бог, этот явленный нам Другой, приводит /окрашенные гробы/ в ярость. Он рушит всю систему. Поэтому апостол Павел говорит, что Начальства и Власти тоже распинаются и выставляются на всеобщее обозрение — теперь уже навсегда.
+++Христос — это грядущий Другой, который провоцирует сбой в системе самой своей уязвимостью. В небольших архаичных сообществах таким Другим был чужак, вносивший своим явлением смуту и неизменно становившийся в итоге козлом отпущения.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++грех — это вера, что из насилия может выйти что-то хорошее.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++право самым что ни на есть конкретным и нисколько не философским образом происходит из жертвоприношения. Детали этого процесса несложно найти в трудах по антропологии. О возникновении права можно прочесть в монографиях об архаичных племенах, где его толком пока что и нет. В книге Левит, в стихах о смертной казни — там это не что иное, как побиение камнями. Вот так право и зарождалось.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++/времена язычников/ у Луки, подобно семидесяти годам вавилонского плена у Иеремии — это неопределённо долгое время между двумя апокалипсисами, между двумя откровениями. В евангельской перспективе это может означать только то, что времена язычников — то есть времена, когда язычники откажутся услышать слово Божие, — не продлятся вечно. В эти-то времена мы и живём, они заполняют собой промежуток между Страстями Христовыми и Парусией — если угодно, Последним Судом; это эпоха всё большего разгула насилия, нежелания слышать, ослепления.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++Павел пытается успокоить разочарованных верующих относительно того, что они считали досадным запаздыванием Парусии. Он советует им особо не раздражать Начальства и Власти, веруя и не верую в них одновременно. Раздражать их и тем более устраивая против них мятеж ни к чему, ибо система вскоре обрушится сама по себе. Сатана будет чем дальше, тем больше разделяться в себе самом: таков миметический закон устремления к крайности. Этот миметизм заразен, он перекинется даже на природу.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++уничтожение Начальств и Властей неизбежно, потому что расширяющаяся империя насилия, лишившись жертвенных механизмов, будет неспособна поддерживать порядок, увеличивая количество насилия: для создания всё более хрупкого порядка ей будет требоваться всё больше жертв. Таково безумное становление мира, и ответственность за него несут христиане. Христос будет пытаться привести человечество к совершеннолетию, но люди будут отвергать эту возможность.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++человек оставался незавершённым и прибегал к уловке, какой было жертвоприношение, Христос пришёл завершить /гоминизацию/. Христово пришествие и есть это завершение. Когда он говорит, что пришёл принести войну, его следует понимать дословно: он пришёл разрушить старый мир. Но из-за самих людей это разрушение займёт какое-то время.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++Христос завершает то, что лишь наметили боги язычников: погружается в бездну отсутствия Отца, призывая каждого из нас растворить свою волю в божественной. Вслушиваться в молчание Бога — значит всецело предаться его отдалению, которое испытал на себе Христос.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++Христос с головой окунает нас в знание миметических механизмов. Поэтому он несёт не мир, но меч, не порядок, но хаос — потому что любой порядок в некотором смысле подозрителен: он всегда прячет труп, на котором основан.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

+++национализм по сути своей миметичен: те качества, которые один народ осуждает в другом, присутствуют и в нём самом, так что в конечном счёте он осуждает самого себя. Национальная гордыня всегда пропитана комплексами. Следует полагать, что она приоткрывает завесу над соперничеством народов, в русле которого хвастовство является несомненным симптомом ненависти к себе.
© Рене Жирар «Завершить Клаузевица»

Оставьте комментарий