Pros Galatas

На основе Посланий Павла к Галатам в  современном русском перевод Нового Завета В.Н. Кузнецовой и А. Васильева

Галаты это греки. Первоначально они приняли слово истины от апостола, но после его ухода их вводят в искушение лже-апостолы, чтобы привести под закон и обрезание. Апостол пишет им из Эфеса, призывая вернуться к истинной вере.

От Павла, ставшего апостолом не по решению людей и не благодаря человеку, но благодаря Иисусу Христу воскресшему Его из мертвых, и от всех братьев, которые здесь со мной, — церквам Галатии.

Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа, отдавшего себя за наши грехи, чтобы освободить нас из этого эона, в котором царит зло, и тем исполнившего волю Бога, нашего Отца. Ему слава во веки веков. Аминь.

Диву даюсь, что вы так скоро отступились от Того, кто призвал вас по Своей великой доброте, и решили следовать какому-то иному Евангелию. Нет иной Вести. Нет Евангелия отличного от того, что я проповедую Есть люди, которые сеют у вас смуту, желая извратить Весть о Христе.

Но если кто-то возвестит вам Весть, отличную от той, что была возвещена — даже если это буду я или ангел с неба, — да будет он отлучён.
Всякий, кто возвещает вам нечто иное, чем то, что вы получили, да будет отлучён.

Чего я добиваюсь: одобрения людей или Бога? А может, я хочу угодить людям? Но если бы я хотел угодить людям, я не был бы слугой Христа.

Я хочу, братья, чтобы вы знали: Евангелие, которое я вам возвестил, не есть нечто человеческое. И получил я ее не от людей, и не люди меня ей научили, а Иисус Христос, который дал мне её в откровении.

Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем. Я беспощадно преследовал и уничтожал Церковь Божью. Во всем народе мне не было равных среди моих ровесников в том, что касалось нашей религии, и особенно ревностно я придерживался отеческих преданий.

Но Бог решил, по Своей великой доброте, избрать меня и предназначить Себе на служение еще до рождения из чрева матери и, явив мне Своего Сына, велел возвестить о Нем всем народам. И тогда я ни к кому из людей не обратился за советом, даже не пошел в Иерусалим к тем, которые стали апостолами до меня, но ушел в Аравию, а потом вернулся обратно в Дамаск.

Потом я отправился в Сирию и Киликию. В христианских церквах Иудеи я никому не был знаком в лицо.Они знали обо мне только одно: «наш бывший гонитель теперь проповедует веру, которую некогда уничтожал». И прославляли за меня Бога.

Потом, через четырнадцать лет, я пришел в Иерусалим, взяв с собой и Тита. А пошел я потому, что так велел мне в откровении Бог. Во время отдельной встречи я изложил им содержание Вести, которую проповедую язычникам, чтобы не оказалось, что я, так сказать, бежал и бегу без надежды на награду.

И что же? Даже Тита, моего спутника, грека, никто не понуждал к обрезанию. Добивались этого лишь некие лжебратья, которые вкрались к нам, как лазутчики, чтобы разведать о нашей свободе, которая есть у нас благодаря Христу, и вернуть нас в рабство. Но мы ни на минуту не поддались их давлению, желая сохранить для вас истинный смысл Радостной Вести.

Что же касается авторитетнейших (кто они такие и кем были, мне безразлично, ведь Бог беспристрастен), то они, эти авторитетнейшие, не стали от меня требовать ничего сверх моей Вести. Напротив, они увидели, что мне вверена Богом Радостная Весть для язычников в той же мере, как Петру — для евреев. 

Признав, что мне дан дар апостольства, Пётр, Иаков и Иоанн, эти столпы, протянули мне руку в знак того, что мы делаем общее дело, и согласились, что я пойду к язычникам, а они к евреям. Они просили нас только об одном: помнить о бедных иерусалимской церкви, что я и делаю с особым усердием.

Но когда Пётр пришел в Антиохию, я открыто выступил против него: он повел себя предосудительно. До того, как он прибыл, он принимал участие в общих трапезах с бывшими язычниками, а когда пришёл в Антиохию, пошел на попятную и отделился из страха перед сторонниками обрезания.

Так же двулично, как он, повели себя и остальные евреи. И вот, когда я увидел, что они уклоняются от прямого пути, то есть от истинного смысла Евангелия, я в присутствии всех заявил Петру: «Если ты, еврей, живешь как язычник, а не как иудей, что же ты заставляешь язычников „иудействовать“?». 

Ни один человек не будет оправдан делами Закона, а только верой в Иисуса Христа. 

Если ты снова живёшь Законом, значит Бог воссоздал то, что сам ранее разрушил и сам оказался преступившим Закон. Если я стану восстанавливать то, что раньше разрушил, этим я покажу, что преступил Закон.

Закон меня умертвил, и я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу в плоти, я живу благодаря вере в Сына Божьего, искупившего меня от бога Закона и отдавшего себя в жертву ради меня.

Так неужели я отвергну Божий дар? Ведь если оправдание может дать Закон, значит, Христос умер напрасно.

Галаты, глупцы, кто вас сглазил? Вы же, казалось, собственными глазами видели распятого Иисуса Христа, когда слушали мою Весть. Об одном только хочу у вас спросить: вы получили Духа потому, что исполняли Закон, или потому, что, услышав Радостную Весть, поверили? Неужели вы так глупы, что начали с Духа, а заканчиваете людскими уставами? Или все то, что вы пережили, пустой звук? Быть не может. Неужели Бог дарует вам Духа и творит среди вас чудеса потому, что вы исполняете предписания Закона, а не потому, что вы, услышав Его Весть, поверили?

Научитесь же, что праведник благодаря вере будет жить. И наоборот: кто полагается на дела Закона, тем грозит проклятие, потому что «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего того, что написано в книге Закона». И тот, кто исполнит все предписания Закона, будет жить им. 

Христос искупил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на Себя, ибо «Проклят тот, кто повешен на дереве».

Итак, мы получили благословение Духа за веру.

Для чего же тогда Закон? Закон установлен через ангелов и с помощью посредника. Но посредник нужен только там, где есть две договаривающиеся стороны. Бог же один.

Ведь если бы люди получили Закон, способный давать жизнь, их оправдание, конечно же, полностью зависело бы от исполнения Закона. Но Закон заключил всех во власть греха, так что обещание дается только через веру в Иисуса Христа и только тем, кто верит.

Ведь все вы сыны веры. Ведь крестившись, чтобы соединиться с Христом, все вы облеклись в Христа. И нет уже ни еврея, ни язычника; ни раба, ни свободного; ни мужчины, ни женщины — вы все одно существо в единении с Христом Иисусом.

Приведу вам еще один пример: пока наследник в детском возрасте, он, хотя и владеет всем, ничем не отличается от раба и до наступления срока, указанного отцом, находится под присмотром опекунов и управляющих.

Пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира. Но когда пришла полнота времени, Бог послал Своего Сына, рожденного через женщину и подчинился Закону, чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.

Итак, чтобы показать, что мы являемся сынами Божьими, Он послал в наши сердца Духа Своего, взывающего: «Абба́. Отец.»

Значит, ты больше не раб, ты — сын. А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.

Не зная Бога, вы были в рабстве у «богов», которые по природе и не боги вовсе. 

Но теперь, когда вы Познали Бога, вернее сказать, когда Бог Познал вас, неужели вы снова хотите вернуться к этим бессильным и жалким стихиям, обратно к ним в рабство? 

Вы соблюдаете какие-то дни, месяцы, времена и годы, и субботы, и «чистые ужины», и посты, и великие дни. Боюсь, мои труды у вас пошли насмарку…

Братья, умоляю вас, станьте такими, как я. Ведь и я такой же, как вы. Вы никогда не делали мне ничего плохого.

Вы знаете: когда я был у вас в первый раз, я смог возвестить вам Радостную Весть только потому, что заболел. Но моя болезнь не оттолкнула вас. Вы не отвернулись от меня с презрением, а приняли как Божьего вестника, как самого Христа Иисуса.

Так куда теперь девался ваш восторг? Раньше, я уверен, вы бы глаз своих не пожалели, если бы их можно было отдать мне. Так что же? Я стал вашим врагом — из-за того, что говорю вам правду?

Эти люди обхаживают вас, желая добиться вашей благосклонности, но у них дурная цель: они хотят разлучить нас, чтобы потом вы обхаживали их. В желании добиться благосклонности нет ничего дурного, если хороша цель и если так поступают всегда, а не только когда я с вами.

Дети вы мои. Я снова в муках рождаю вас, пока вы не станете подобием Христа.
Ах, если бы теперь я был у вас. Тогда я знал бы, как с вами говорить, а так ума не приложу…

Вы хотите подчиниться Закону? Тогда скажите мне: а понимаете ли вы, что говорит Закон?

Ведь у Авраама было два сына: один от рабыни, а другой от свободной. Но сын рабыни родился, как все дети по плоти, а сын свободной — по обещанию Бога.
Рассказ этот имеет иносказательный смысл: две эти женщины означают два откровения. Одно от горы Синайской, согласно Закону рождающее в рабство.

Другое рождающее выше всякой власти, силы, архонта и всякого имени, которое нарекается не только в этом Эоне, но и в грядущем. Она есть матерь наша. Так вот, братья, мы дети не рабыни, а свободной.

Для свободы освободил нас Христос. Итак, стойте твердо и не впрягайтесь снова в ярмо рабства, которое есть Закон.

Я, Павел, объявляю вам: если дадите себя обрезать, не будет вам никакой пользы от Христа. Я еще раз вас предупреждаю: тот, кто сделает обрезание, обязан исполнять весь Закон.

Если вы рассчитывающие на оправдание Законом, удалите клеймо рабства.  Вы лишились Божьего дара, данного Им по Своей доброте. Ведь надежду на то, что мы будем оправданы Богом,  дал нам Дух через веру.

Потому что, если мы едины с Христом Иисусом, неважно, обрезан человек или нет. Важна только вера, которая проявляется в любви

Вы хорошо начали забег. Кто ж вам тогда помешал и превратил вас в ослушников истины? Кто уломал? Уж верно, не Тот, кто вас призвал.

«Немного нужно закваски, чтобы испортилось все тесто».

И все же я вместе с Господом верю в вас: у нас не будет разногласий. А тот, кто сеет у вас смуту, понесет наказание, кем бы он ни был.

Братья, если бы я по-прежнему стоял за обрезание, с чего бы меня теперь гнали? И Крест бы тогда не был больше камнем преткновения… А тем смутьянам я бы посоветовал отрубить у себя все.

Вы были призваны к свободе, братья. Смотрите только, чтобы свобода не стала предлогом для потворства плотской природе. Вы же, напротив, с любовью служите друг другу.

Потому что весь Закон в вас исполнен: «Люби ближнего, как самого себя».

А если будете грызть и рвать друг друга на части, смотрите, как бы вам не истребить себя.

Поэтому я говорю вам: живите, как велит Дух, и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы. То, чего хочет наша природа, противоположно Духу, а то, чего хочет Дух, противоположно природе. Они постоянно враждуют, чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы.

Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти. 

Дела плотской природы у всех на виду. Это разврат, грязь, распущенность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздор, ревность, гнев, своекорыстие, распри, расколы, зависть, попойки, оргии и тому подобное. Я предупреждал вас раньше и предупреждаю теперь: никто из тех, кто так поступает, не будет иметь наследия в Царстве Бога.

А плод Духа — любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. Нет такого закона, который бы это осуждал. Те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями.
И раз мы живем Духом, отдадим себя под начало Духа.
Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем друг другу завидовать.

Братья, если кого-то уличат в грехе, вы, духовные, должны его поправить. Только делать это надо кротко и мягко. И за собой при этом смотри, как бы самому не впасть в грех. Помогайте друг другу нести свое бремя, так вы исполните «закон» Христа.

Если кто-то, ничего из себя не представляя, воображает себя невесть кем, тот самого себя дурачит. Так пусть каждый трезво судит о своих делах, и тогда он сможет гордиться собственными успехами и не будет сравнивать их с чужими, ведь у каждого своя ноша.

Пусть тот, кого наставляют в вере, пребывает в общении с наставником. 

Вы заблуждаетесь: Бога не провести. Что человек сеет, то он и пожнет. Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель; сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.

Так не будем поддаваться усталости, делая добро. Пока еще есть время, будем делать всем добро, и в своё время пожнём.

Теперь я пишу вам собственной рукой — видите эти большие буквы?

Те, которые хотят понравиться людям, вот они-то побуждают вас обрезаться: они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов. Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон, а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.

А я ничем не хочу хвастаться — одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа, благодаря которому мир распят для меня, а я — для мира.

Ведь неважно, обрезан ты или нет. Важно одно: случилось ли новое творение?

Пусть впредь никто не подвергает меня новым огорчениям, ведь я ношу на своем теле знаки Иисуса.

Благодать Господа нашего Христа да будет с духом вашим, братья. Аминь.

Оставьте комментарий